ПРОСТЫЕ ПРАВИЛА ПУТЕШЕСТВИЙ С РЕБЕНКОМ АУТИСТОМ

Здравствуйте, друзья – читатели! В предыдущих статьях я обещала в скором времени поделиться информацией по терапиям и диете, однако, сегодня хочу поговорить о терапевтических свойствах путешествий. Тему эту выбрала потому, что путешествия стали самими первыми шагами к улучшению нашего общего состояния после того, как аутизм стал неотъемлемой частью жизни, на которые мы с мужем решились , и, надо сказать, именно они дали поразительные результаты. Помните, мир не рухнул с приобретением диагноза.  Это просто значит, что мы попали в незнакомую местность и теперь нам нужны другие карты, компас и настрой открыть для себя этот другой путь и мир.

Ни для кого не секрет, что путешествия развивают детей и очень для них полезны, и неважно летите ли вы отдыхать на две недели на море или путешествовать по труднодоступным местам, едете навестить родственников в соседний город или вам удалось наконец-то попасть в парк или кафе в двух кварталах от вашего дома.

Мой первый совет – после постановки диагноза ни коем случае не закрывайтесь и не закрывайте ребенка. Конечно, с ним сложнее передвигаться и посещать места, которые должны вызывать радость и удивление, но по каким-то причинам ввергают ребенка в состояние паники и ужаса. На самом деле, такие стрессовые нагрузки в безопасных условиях (рядом с родителями) очень полезны для развития мозга аутичных детей.

Так случилось, что семья моего мужа очень глубоко переживала диагноз ребенка. Но больше, наверное, свекровь и друзья вокруг переживали за моего мужа и меня. Свекрови кто-то посоветовал замечательную книгу, автором которой является отец-путешественник, журналист, сыну которого был поставлен диагноз аутизм. В ней детально описываются различные методики работы с диагнозом, доступные на тот период времени, которые вызвали ужас и отторжение у этих родителей. В результате они стали искать альтернативные источники «вмешательства». У сына автора книги главной фиксацией были лошади. Сам отец в детстве их очень любил, сын же как аутист довел увлечение лошадьми до фанатизма. В итоге было решено ехать в Монголию к древним шаманам и их техникам исцеления, но, главное  – к лошадям. По сути в книге описывается не столько путешествие и сама Монголия, сколько прогресс сына, раскрытие его коммуникационных и других способностей. Больше всего моего мужа поразила история о первом диалоге между сыном и отцом в книге, когда они впервые сели на лошадь.

Наблюдая за разворачивающимися событиями этой истории можно увидеть в ней большое количество методик, используемых родителями одновременно – работа с фиксацией для развития коммуникации и других  навыков, терапевтические свойства лошадей и животных в целом, огромный эмоциональный опыт и положительный стресс, который был получен ребенком в безопасной среде (рядом с родителями). Конечно, были истерики по калибру свойственные аутистам, но прежде чем пугаться их и пытаться избегать, просто запомните: для многих аутистов – это один из основных способов развития (!)  Генетически все мы можем иметь те или иные аутические характеристики или симптомы, однако, не быть аутистами в медицинском смысле слова. Любой ребенок может иметь задатки, но не быть аутистом, пока стрессовая нагрузка (психологическая, иммунная и т.д.) не достигнет предела, “потолка”, который очень индивидуален в каждом отдельно взятом случае. Но как только порог пройден аутизм как бы «включается».  Первым шагом в работе с аутичными детьми будет возвращение в «допотолочный» период и начало работы с ребенком, согласно этому периоду. В рамках этой теории совершенно неважно сколько ребенку лет на данный момент. Его необходимо вернуть в тот возраст, в котором началась регрессия, и  использовать в работе с ним занятия соответствующие тому возрасту. В нашем случае мы вернулись к паззлам, играм и книгам 18-ти месячных детей, если не шести месячных. Но прежде чем мы приступили к использованию терапевтических приемов мы отправились к свекрам. Несмотря на то, что наш терапевт не особенно поддерживала эту идею, и вообще скептически относилась к этому, мы все-таки собрались с мыслями и поехали. Что больше всего мы делаем с младенцами? Правильно! Путешествуем, знакомим их с миром. Я считаю, это очень важный инструмент, который по своей структуре обладает сильным терапевтическим воздействием.

Фиксацией нашего ребенка был транспорт. Он любит все вида транспорта: машины, грузовики, строительную технику, поезда, самолеты-вертолеты, корабли и так далее. По счастливой случайности, свекор у меня  – водитель грузовиков и автомеханик. По случаю нашего приезда он пригнал с работы свой грузовик с прицепом, но без груза.  Каково же было наше удивление когда ребенок, который не мог справиться с проблемой присоединения игрушечного локомотива и вагончика, вдруг сообразил как забраться на прицеп грузовика, используя бензобак и других железяки в качестве подставки. Я знаю, все это звучит совершенно не впечатляюще, но мы с мужем замерли в приятной удивлении: мозг ребенка работает, работает динамично, а это очень важно и радостно.

К слову сказать, вернувшись к терапевту после этой поездки, ребенок продемонстрировал явную положительную динамику: у него появились звуки и малышковое балабольство, визуальный контакт стал более продолжительным, он начал смотреть в глаза.  Было много других интересных мелочей, которые, что скрывать, стали музыкой моему сердцу.

Через две недели после этого моя мама настоятельно порекомендовала нам сходить в дельфинарий. Она что-то где-то читала или смотрела по поводу дельфинов и настаивала, чтобы мы поехали. И мы поехали. Самый ближний, который я почему-то смогла найти, был в городке Коффс Харбор. Это пять или шесть часов езды от Сиднея на машине. Я взяла с собой свою сестру для поддержки и мы рванули туда. Не скажу, что ребенок как-то впечатлился дельфинами, он их видел ровно две секунды. Пока все люди толпились вокруг бассейна и пытались их погладить, мой мальчик играл с пылью и чем-то еще между скамеек, но при этом выглядил абсолютно счастливым. Главное в этом всем было то, что очередная поездка в очередной раз подхлестнула прогресс.

Честно говоря, мы с сыном много ездили всегда. Первый важный шаг, постепенно приучайте ребенка к машине, если он в ней не ездит, или к транспорту, которым вы в основном передвигаетесь. Более того, не переставайте использовать этот транспорт, поддерживайте регулярно привычку ребенка, знакомьте с новыми видами транспорта согласно с его прогрессом и готовностью.

 

Второй шаг, не избегайте людных мест. Мы перестали ходить на детские площадки прежде всего из-за меня. Но посещение магазинов и других людных мест, поездки в Сидней и по ближайшей округе были регулярными. При наличии терапии и прочих методов интервенции. Если ребенок так или иначе тянется к детям, не важно отбирает ли он у них игрушки, пытается ударить, просто бегает за ним или совершает другие странные вещи по отношению к детям – это значит у него есть интерес. Ваша задача объяснить другим детям и их родителям, что у ребенка аутизм и это то, как он играет; организовать игру и направить “странности” ребенка в нужное русло; а если нужно остановить его и физически переместить от предмета его интереса и желания пообщаться через применение физической силы, если такой момент возникает. Если сил этим заниматься нет, то выбирайте тихие места, но каждый раз новые. Парки, леса, речки, здания, где можно бегать и нет ничего страшного. Например, через три месяца после диагноза ко мне в Австралию прилетела моя университетская подруга, и я с ребенком повезла ее в Голд Кост. Это 13 часов езды на машине. Так вот, на Голд Косте мы останавливались в отеле Парка развлечения «Водный Мир». Недалеко от нас был аквапарк, куда мы не ходили категорически и избегали даже прогулок рядом с ним. Объясню почему: во-первых, ребенок на тот момент был совершенно не готов к детям, очередям; во-вторых, он не знал и не понимал концепции «очередь» и «уступи». Поэтому мы выходили в люди, но к динозаврам, животным, подальше от бешенной толпы. Мой ребенок очень любит воду, любые виды фонтанов, бассейны, и все, что брызгает и выплевывает воду. Но я четко знала границы допустимого и эти места мы обходили за миллион километров, поскольку люди вокруг, музыка, шум и гам и другие стимуляции – достаточная нагрузка на ребенка. Если к этому еще добавить сенсорную в виде воды, начнется неуправляемая истерика.

Третий важный шаг, это комбинаторность. Очень важно иметь под рукой привычные инструменты стимуляции и переключения. Для ребенка аутиста время и место должно быть продумано так, чтобы наличие сильной сенсорной и интеллектуальной стимуляции чередовалось с тихим и спокойным времяпрепровождением. Найдите то, что переключает, успокаивает и расслабляет вашего ребенка: музыку или видео, игру на айпаде, книги, карточки, и всегда имейте их при себе в поездках. Другими словами, после шумных мест и новых впечатлений хорошо уединиться на лавочке или в номере с любимым занятием.

Поездки хороши еще и тем, что развивают не только ребенка через новый опыт, но и заставляют родителей действовать нестандартно в постоянно меняющейся ситуации. Поездка на Голд Кост научила меня и моего сына взаимодействию в казалось бы абсолютно повседневной ситуации, когда вы приходите в кафе и должны заказать еду у стойки, оставив ребенка сидеть за столом. По началу все было сложно и мой сын ни в какую не отпускал меня, плакал и кричал, но постепенно привык. С тех пор, он спокойно остается за столом в кафе, а я могу отойти заказать кофе или еду, приглядывая за ним, чтобы он никуда не ушел или не натворил дел.  Такие выходы в свет стали привычным делом для нас, а ведь это очень важно, чтобы при всех особенностях и нестандартностях, вы продолжали наслаждаться привычным образом жизни.

 

Ключевая рекомендация, если вы хотите научить чему-то новому своего ребенка, не бойтесь истерик. Помогайте ему, например, если он закрывает глаза в магазинах или проситься на руки, в коляску, в место, где он чувствует себя комфортно. Делайте то, что он просит. Если он не хочет идти, стойте рядом, дайте ему время привыкнуть. Даже если сегодня вы не зайдете в магазин, а просто постоите рядом, вы сможете вернуться туда завтра или позже на неделе еще раз. Стройте уверенность в ребенке, завоевывайте его доверие, крепите связь между ним и вами. Но если ситуация требует жесткого поведения и выбора, а так же твердости, стойте на своем, делайте маленькие шаги по направлению к цели, не бросайте жить, просто потому, что  у вас все немного сложнее, замороченнее, чем у большинства людей.

Позже, мы много путешествовали по штату: национальные парки, водопады, просто интересные места около дома. Через год после постановки диагноза мы стали выходить на пляж. Через пару посещений мы стали лазать по каменистым участкам пляжей. Это было целиком и полностью моей эгоистической инициативой. Я занимаюсь ландшафтной фотографией, и мне очень хотелось потренироваться снимать океанские пейзажи. Однако, я так же верю, что скалолазанье или лазанье по деревьям может быть очень полезно не только физически, но и для развития динамической сферы мозга в процессе решения проблемы перемещения из точки А в точку Б с преодолением неожиданных препятствий. Конечно, по началу я брала ребенка в легкодоступные места, позже в более сложные. Мы постоянно увеличиваем сложность наших прогулочных маршрутов и обязательно долезем до прекрасных скрытых мест, куда не ступала еще нога ребенка.

В заключении я хочу привести пример из жизни замечательного человека и моего любимого актера, А. Баталова. Возможно вы слышали, что его дочь родилась с ДЦП, и тогда они с женой продали многое, чтобы втроем пуститься в путешествие по миру. И это правильно! Это мой выход из безвыходных ситуаций – пускаться в путешествия, чтобы изменить угол зрения на ситуацию. О проблеме я подумаю завтра, а сегодня я посмотрю мир, узнаю что-то новое, переживу десять мелодрам за день и пойму, что это вовсе не так страшно. И последний, но самый важный совет: сокращайте длительность, нежели трудности пути, и никогда, никогда не переставайте Жить!

Read more at http://zagranmama.com/

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s