ОПЫТ СОЗДАНИЯ ИНКЛЮЗИВНОГО ЛАГЕРЯ

Существует неоднородность общества в отношении к лицам с различными нарушениями в развитии. Для ребенка, имеющего нарушения в развитии, социализация представляет собой сложнейший комплексный процесс. Особенности такого ребенка вносят серьезные искажения в прохождение им каждого этапа своей жизни. Поведение таких детей не вписывается в стандартные рамки, непонятно окружающим и не принимается ими. Л. С. Выготский неоднократно отмечал, что нельзя понять процесс развития ребенка с отклонениями в развитии без анализа социальных условий, в которых совершается его взаимодействие и сотрудничество с окружающей средой. Органическое нарушение в развитии ребенка создает почву для возникновения особенностей, являющихся, прежде всего, препятствием для общения в коллективе, для развития правильных взаимоотношений со сверстниками и взрослыми людьми, что в свою очередь способствует недоразвитию высших психических функций, которые при нормальном течении развития формируются в коллективной деятельности. Основной путь социальной компенсации дефекта он видел в нормализации общения аномального ребенка с окружающими. Дети с нарушениями в развитии попадают в ситуацию «социального вывиха», они с трудом перенимают общественный опыт и, чаще всего, не присваивают способы его усвоения. Для данной категории детей такая «ситуация» без целенаправленной коррекционной помощи со стороны специалистов становится практически неразрешимой.

Реабилитацией детей с нарушениями развития, как правило, занимаются в коррекционных центрах, т.е. в среде, которая сама по себе не является подобием и даже приближением к нормальному социуму, хотя, конечно, в такой специфической среде можно решать коррекционно-педагогические задачи. Вместе с тем есть задачи, для решения которых необходимо включить ребенка в среду, близкую к обычному социуму.

В Детском центре «Подсолнух» была разработана программа создания инклюзивного лагеря для детей, посещающих центр.

Целями создания программы явились:

  • создание специфической обучающей и воспитывающей среды, будучи включенным в которую, ребенок со специальными образовательными потребностями сможет реализовать свои личностные возможности;
  • социально-психологическая реабилитация семей, воспитывающих детей с множественными нарушениями в развитии.Для решения поставленных целей необходимо было решить следующие задачи:
  • создание материально-технической базы лагеря;
  • подготовка педагогического состава (педагоги-дефектологи, психологи, волонтеры);
  • разработка индивидуальных развивающих программ для детей для обеспечения непрерывного образовательного и воспитательного процесса;
  • обеспечение полноценного оздоровительного отдыха;
  • организация и проработка ежедневного плана мероприятий;

Подготовка к лагерной смене началась задолго до отъезда участников.

Сложность заключалась в том, что дети, посещающие центр, имеют различные по уровню тяжести нарушения и диагнозы. При отборе детей, участвующих в смене, прежде всего, учитывалась мотивация семьи ребенка. Возраст детей мог быть различным – от 3-х до 18-ти лет.

В состав лагерной смены вошла профессиональная педагогическая команда, состоящая из педагогов-дефектологов, психолога, медика, музыкального руководителя, специалиста по лечебной физкультуре.

Для каждого ребенка и его семьи составлялся план с учетом особенностей ребенка и в зависимости от задач, поставленных специалистами.

На подготовительном этапе проводилось обучение волонтеров, которые вошли в состав лагерной смены.

Волонтеры – студенты педагогических вузов, которые добровольно взяли на себя роль сопровождающего.

Волонтеры как участники смены должны были обладать следующими качествами:

1. толерантность;

2. легкость вступления в контакт с коллегами и детьми;

3. общительность (умение говорить и слушать);

4. высокая работоспособность;

5. ответственность;

6. творческий подход к работе;

7. инициативность;

8. оперативность, способность быстро найти выход из любой сложившейся ситуации;

9. дисциплинированность;

10. эмоциональная устойчивость.

Каждый волонтер был прикреплен к определенному ребенку и на момент отъезда в лагерь знал особенности ребенка и его семьи.

В программе лагеря участвовало 40 человек. Из них 15 детей: 10 детей с различными нарушениями, 5 детей без нарушений. Возраст детей, выезжающих в лагерь – от 3-х до 15 лет. Группа лагерной смены подбиралась, прежде всего, по возрасту: младшая группа включала детей от 3-х до 6-ти лет, старшая – от 7-ми до 12-ти лет и подростковая – от 13-ти до 15-ти лет.

Организовать лагерную смену мы смогли в живописном, экологически чистом месте на базе лагеря доброхотов в музее-усадьбе «Тригорское». Местность в усадьбе разнообразная по ландшафту: поля, луга, перелески, холмы и овраги.

Пространство лагеря было хорошо организовано. Его территория содержала несколько функциональных зон:

  • жилая зона;
  • столовая и кухня;
  • спортивная зона;
  • игровая площадка;
  • костровая зона.

Распорядок дня лагерной смены был четко построен. В программу дня входили разнообразные виды деятельности:

  • спортивные игры;
  • прогулки по лесу;
  • коррекционные групповые и индивидуальные занятия;
  • занятия по социально-бытовой ориентации;
  • экскурсии;
  • семейное индивидуальное консультирование;
  • индивидуальные беседы с родителями;
  • тематические вечера.

Основной принцип работы в лагере – вариативность форм работы и гибкость их применения; использование той или иной формы в зависимости от задачи, которая решается с конкретным ребенком. Коррекционная работа велась в процессе всех занятий. В лагере были созданы все условия для общения с каждым членом коллектива: родителей друг с другом, родителей и педагогов, детей между собой и с другими родителями, с педагогами, волонтерами. Деятельность была организована таким образом, чтобы у каждого была возможность проявить свой творческий потенциал.

Вовлеченные в общую жизнь, дети при постоянной поддержке педагогов, волонтеров, начинали участвовать в жизни коллектива и приобретать новые навыки общения. Они становились более заинтересованными и эмоционально увлеченными.

Дети с нарушениями развития, получили богатый, разнообразный, неоценимый опыт общения с множеством новых людей, как взрослых, так и своих сверстников. Они смогли использовать приобретенные в ходе коррекционных занятий навыки в различных реальных жизненных ситуациях. Опыт взаимодействия в условиях лагерной смены создают ребенку ощущение защищенности и безопасности социального окружения. У детей формируется самостоятельность, чувство ответственности и независимости.

Нормально развивающиеся дети в условиях инклюзивного лагеря приобрели для себя новый опыт общения со сверстниками, имеющими нарушения развития, осознавая трудности, с которыми сталкиваются инвалиды. Они учились принимать различия, это воспитывает у них чуткость, толерантность. Так формируется значительная социальная ответственность.

Опыт взаимодействия в условиях лагеря позволяет родителям преодолеть самоизоляцию и расширить круг общения. Они получили возможность:

  • развития партнерских отношений между профессионалами и родителями;
  • налаживания продуктивного общения с другими семьями, воспитывающими особых детей;
  • помощи в понимании своего ребенка; практического обучения правильному взаимодействию с ним.

Волонтеры смогли получить реальные возможности круглосуточного общения с детьми, имеющими нарушения развития, что обеспечивает улучшение личностных качеств педагогического состава, дает возможности роста профессионализма.

Педагоги в процессе тесного общения с семьями, имеющими детей с отклонениями в развитии, смогли решить ряд диагностических задач, необходимых для дальнейшей успешной коррекционно-педагогической работы.

Таким образом, создание инклюзивного лагеря является важнейшим средством социально-педагогической реабилитацией детей с отклонениями в развитии, необходимым звеном системы непрерывной коррекционно-педагогической работы.

Виктория Павловна Козырева,
кандидат педагогических наук, директор детского центра «Подсолнух»,
старший преподаватель кафедры логопедии МГГУ им. Шолохова,

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s